Климт Густав (Klimt, Gustav) (1862-1918), австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.
Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э. Климта. Учился у отца, а в 1875-1883 - в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее.
Первоначально испытывал большое влияние искусства Г. Макарта. По окончании учебы работал с братом Эрнстом и художником Ф. Матчем, украшая декоративной живописью театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде - Карловых Варах). С 1885 они оформляли и венские здания (среди этих работ выделяется живописный декор "Бургтеатра" и Художественно - исторического музея - яркие образцы пышного "стиля Рингштрассе", как принято именовать венский историзм рубежа веков).
Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Всё более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Sezession - "отпадение", "отделение") и первым его президентом. Созданные по его инициативе "Венские мастерские" (1903) сыграли важную роль в стилистическом обновлении австрийского дизайна. Для выставочного здания Сецессиона (архитекторы
Й. Хоффман и Й. Ольбрих, 1897) Климт создал Бетховенский фриз (1901-1902), воплощающий темы Девятой симфонии.
Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, так называемых, «факультетских картин», для Венского университета (1900-1903; сохранились, в разных собраниях, лишь фрагменты цикла), вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие Философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки.
Как художник-станковист, Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами (Э. Флёге, 1902,
Исторический музей, Вена; А. Блох-Бауэр, 1907, Галерея 19 и 20 вв., Вена) и символическими картинами, насыщенными драматическим, "роковым" эротизмом ("Юдифь 1", 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена; "Поцелуй", 1907-1908, там же; "Саломея", 1909, Международный музей современного искусства, Венеция; "Даная", 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей ("Парк", 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Выйдя в 1906 из Сецессиона, основал новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О. Кокошку и Э. Шиле.
Лишь к 1917 году завоевал и полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918.
|
Климт, Густав. Адам и Ева. 1917-1918. 173 x 60 см. Холст. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Музыка. 1895. 37 x 44,5 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Портрет Адели Блох-Бауэр. 1912. 190 x 120 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
|
Климт, Густав. Портрет Эмилии Флёге. 1902. 181 x 84 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет Сони Книпс. 1898. 145 x 145 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Дама в шляпе и боа из перьев. 1909. 69 x 55 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Юдифь. 1909. 178 x 46 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Афина Паллада. 1898. 75 x 75 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет Гермины Галлья. 1904. 170,5 x 96,5 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Nuda Veritas (Обнаженная истина). 1899. 252 x 55,2 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Жизнь и Смерть. 1908-1911. 178 x 198 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Черная шляпа. 1910. 79 x 63 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Надежда. 1903. 181 x 67 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Дева. 1912-1913. 190 x 200 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Бетховенский фриз, стенная роспись в Доме Сецессиона (Вена), ныне Австрийской галерее. Фрагмент. 1902. Стенная роспись. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет Серены Ледерер. 1899. 188 x 83 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Три возраста женщины. 1905. 180 x 180 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Бетховенский фриз, стенная роспись в Доме Сецессиона (Вена), ныне Австрийской галерее. Фрагмент. 1902. Стенная роспись. Модерн. Австрия
|
Юдифь с головой Олоферна. 1901. 84 x 42 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Подруги. 1916-1917. 99 x 99 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет баронессы Элизабет Бахофен-Эхт. 1914-1916. 180 x 126 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Золотые рыбки. 1901-1902. 181 x 66,5 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет Фритцы Ридлер. 1906. 153 x 133 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет Фридерики Марии Беер. 1916. 168 x 130 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн. 1905. 180 x 90 см. Холст, масло. Модерн
|
Климт, Густав. Даная. 1907-1908. 77 x 83 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Картон для фриза во дворце Стокле (Брюссель). Фрагмент. Ожидание. 1905-1909. 193,5 x 115 см. Картон. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Водяная змея. 1904-1907. 50 x 20 см. Темпера, акварель, пергамент. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Поцелуй. 1907-1908. 180 x 180 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
Климт, Густав. Женский портрет. 1894. 30 x 23 см. Холст, масло. Модерн. Австрия
|
|