[Home][живопись][3d графика ][керамика][фото-арт][художники][ обои ][Справочник][об авторе][ссылки контакты]

ЛУБОК. ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ

Справочник-Словарь по изобразительному искусству

    ЛУБОК. ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ. Народные картинки - произведения графики, преимущественно печатной, выполненные безымянными художниками-самоучками. Существуют также стилизации народных картинок, авторы которых, профессиональные художники, сознательно подражают этому виду творчества.

    Лубочные картинки рассчитаны на распространение среди широких народных слоев, а потому отличаются доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Особенностью лубков являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской, так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой частью лубка.

     

Руссо, Анри. Джунгли на экваторе. 1909. 140,3 x 129,5 см. Холст. Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Руссо, Анри. Джунгли на экваторе.
1909. 140,3 x 129,5 см. Холст.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция

    Содержание картинок самое разнообразное - от официальных, посвященных религиозным праздникам, почитаемым святым, правящим монархам, победам русского оружия, до антиправительственных, представлявших верховную власть и духовенство в сатирическом духе (такие лубки печатались в подпольных типографиях и официально подлежали изъятию).

    Большой популярностью в народной среде пользовались лубки на темы былин, присказок, пословиц, а в XIX в. еще и литературных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, других писателей. К концу XIX в. увеличивается количество лубков на темы песенного фольклора, в частности городского романса.

    Самые ранние из известных ныне лубков появились в Китае и выполнялись от руки. В VIII в. лубки начинают резать на деревянной доске в технике ксилографии и раскрашивать вручную. В Европе наиболее ранние лубки также выполнялись в технике гравюры на дереве, однако появились они значительно позже - в XV в. С XVII в. известны медные лубочные доски. В XIX в. лубок освоил печать с камня - литографию.

    В России народные лубочные картинки имели широкое хождение, начиная с XVII в., но уже в первой четверти XIX в. лубочную форму и приемы берут на вооружение профессиональные художники. Впервые это было сделано А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым в офортах на темы Отечественной войны 1812 г. В свою очередь, мастера-самоучки начали подражать рисованию профессионалов, что, и породило характерное для середины и второй половины XIX в. смешение стилей, оформившееся в полупрофессиональное, так называемое примитивное направление в лубочной картинке.

    В начале XX в. русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и др., в разной степени повлиял на формирование их индивидуального стиля.

    Дополнительно смотреть: ПРИМИТИВИЗМ, НАИВНОЕ ИСКУССТВО.

    Дополнительная информация по искусству здесь.

 

Абстракционизм  
Авангард 
Академизм 
Акварель 
Ампир 
Античность 
Арт Деко 
Барокко 
Бодиарт 
Витраж 
Возрождение 
Гиперреализм 
Глазурь 
Гравюра 
Графика 
Готика 
Декоративно-прикладное искусство 
Дизайн 
Живопись 
Импрессионизм 
Керамика 
Классицизм 
Коллаж 
Композиция 
Конструктивизм 
Кубизм 
Литография 
Линогравюра 
Лубок 
Маньеризм 
Мелкая пластика 
Миниатюра 
Модерн 
Московская школа 
Натюрморт 
Неоклассицизм 
Новгородская школа 
Офорт 
Орнамент 
Пастель 
Пейзаж 
Передвижники 
Плакат 
Портрет 
Постимпрессионизм 
Постмодернизм 
Примитивизм 
Реализм 
Реди-мейд 
Рисунок 
Рококо 
Романтизм 
Романский стиль 
Сентиментализм 
Символизм 
Супрематизм 
Сюрреализм 
Экспрессионизм 

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz