[Home][живопись][3d графика ][керамика][фото-арт][художники][ обои ][Справочник][об авторе][ссылки контакты]

НАТЮРМОРТ

Справочник-Словарь по изобразительному искусству


Ван Гог, Винсент Виллем. Натюрморт с розами и подсолнухами.
Ван Гог, Винсент Виллем.
Натюрморт с розами и подсолнухами.
1886. Холст, масло.
Постимпрессионизм. Нидерланды.

НАТЮРМОРТ. (Франц. nature morte - мертвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Изображение движущихся живых существ - насекомых, птиц, животных, иногда и человека - порой входит в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив.

Сезанн, Поль. Натюрморт с вазой с яблоками.
Сезанн, Поль.
Натюрморт с вазой с яблоками.
Около 1878-1879. 45,5 x 55 см. Холст, масло.
Постимпрессионизм. Франция

По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из бытовой среды. Художник уделяет повышенное внимание объему изображаемых предметов, их пространственному соотношению, стремится показать фактуру их поверхности, передать красоту цветовых сочетаний. Натюрморт может выполнять чисто декоративную задачу, а может и нести определенную смысловую нагрузку, возводя предметы в символы (например, рабочий стол ученого).

Хеда, Виллем Клас. Натюрморт.
Хеда, Виллем Клас.
Натюрморт.
1634. 43 x 57 см. Дерево.
Барокко. Нидерланды (Голландия).

Натюрморт бывает составной частью тематической картины, портрета, историко-бытового сюжета; при этом возрастает его смысловая роль: он конкретизирует ту или иную историческую эпоху, передает предметный мир, окружающий героев полотна.

Яудервилле, Изак де. Ученый в кабинете ("Melancholia secunda").
Яудервилле, Изак де.
Ученый в кабинете ("Melancholia secunda"). Фрагмент.
Около 1630. Дерево (дуб), масло.
Барокко. Нидерланды (Голландия).

Как самостоятельный жанр натюрморт начал складываться в эпоху Возрождения, хотя мотивы его встречаются еще в античном и средневековом искусстве. Эпохой расцвета натюрморта в Европе стал XVII в. Многообразие его форм и типов ("цветы и фрукты", "дары моря", "лавки", "рынки", "завтраки", "десерты" и т. п.) в это время связано с развитием национальных школ живописи - итальянской, голландской, фламандской, французской и др.

Сезанн, Поль. Натюрморт с гранатом и грушами.
 Сезанн, Поль.
Натюрморт с гранатом и грушами.
1885-1890. 27 x 36 см. Холст, масло.
Постимпрессионизм. Франция

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир, показать прекрасное в малом и обыденном.

 

Дополнительная информация по искусству здесь.

 
Абстракционизм  
Авангард 
Академизм 
Акварель 
Ампир 
Античность 
Арт Деко 
Барокко 
Бодиарт 
Витраж 
Возрождение 
Гиперреализм 
Глазурь 
Гравюра 
Графика 
Готика 
Декоративно-прикладное искусство 
Дизайн 
Живопись 
Импрессионизм 
Керамика 
Классицизм 
Коллаж 
Композиция 
Конструктивизм 
Кубизм 
Литография 
Линогравюра 
Лубок 
Маньеризм 
Мелкая пластика 
Миниатюра 
Модерн 
Московская школа 
Натюрморт 
Неоклассицизм 
Новгородская школа 
Офорт 
Орнамент 
Пастель 
Пейзаж 
Передвижники 
Плакат 
Портрет 
Постимпрессионизм 
Постмодернизм 
Примитивизм 
Реализм 
Реди-мейд 
Рисунок 
Рококо 
Романтизм 
Романский стиль 
Сентиментализм 
Символизм 
Супрематизм 
Сюрреализм 
Экспрессионизм 

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz