АКАДЕМИЗМ. (Франц. academisme) - направление в изобразительном творчестве, связанное с деятельностью художественных учебных заведений - академий.
Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801. 81,3 х 110,5 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галереяПервые академии художеств появились в Европе в XVI-XVII вв. Болонская академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и скульптуры - в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. - в Берлине и т. д. В России Академия художеств (официальное название - Академия трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И. И. Шувалова. В 1764 г. в царствование Екатерины II стала императорской. Тем самым был окончательно закреплен ее статус государственного учебного заведения и правительственного учреждения. В основе деятельности европейских академий лежит строго регламентированная система обучения, направленная в итоге на создание большого стиля, прославляющего государственную власть и правящую династию.
Боттичелли, Сандро. Весна (Primavera). Три Грации. 1485-1487 Дерево, темпераВ качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Отсюда - приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить композицию, применяя правильную - итальянскую - перспективу. До тех пор, пока академическая система способствовала формированию национальных художественных школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением прогрессивным.
Кипренский, Орест Адамович. Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки. Романтизм. Россия.
Однако начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием живого художественного процесса. Что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде "бунта четырнадцати" в Петербургской АХ в 1863 г. Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические, исторические или библейские сюжеты, игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Именно в этот период понятие "академизм" приобрело негативный характер, обозначая совокупность догматических приемов и норм. В настоящее время академическое искусство не является больше официальным, господствующим. Существует наряду с другими направлениями, наиболее последовательно сохраняя и развивая классические традиции национальной школы.
Алексеев, Федор Яковлевич. Соборная площадь в Московском Кремле. 81,7 х 112 см. Холст, масло. Академизм. Россия. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Дополнительная информация по искусству здесь.
Абстракционизм
Авангард
Академизм
Акварель
Ампир
Античность
Арт Деко
Барокко
Бодиарт
Витраж
Возрождение
Гиперреализм
Глазурь
Гравюра
Графика
Готика
Декоративно-прикладное искусство
Дизайн
Живопись
Импрессионизм
Керамика
Классицизм
Коллаж
Композиция
Конструктивизм
Кубизм
Литография
Линогравюра
Лубок
Маньеризм
Мелкая пластика
Миниатюра
Модерн
Московская школа
Натюрморт
Неоклассицизм
Новгородская школа
Офорт
Орнамент
Пастель
Пейзаж
Передвижники
Плакат
Портрет
Постимпрессионизм
Постмодернизм
Примитивизм
Реализм
Реди-мейд
Рисунок
Рококо
Романтизм
Романский стиль
Сентиментализм
Символизм
Супрематизм
Сюрреализм
Экспрессионизм