БАРОККО. (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в.
Рубенс, Петер Пауль.
Туалет Венеры. 1612-1615. 124 x 98 см. Дерево, масло.
Барокко. Нидерланды. (Фландрия)
Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия. Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление
к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы. Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Яудервилле, Изак де.
Ученый в кабинете ("Melancholia secunda").
Фрагмент. Около 1630. Дерево (дуб), масло.
Барокко. Нидерланды (Голландия).
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической
строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.
Рубенс, Петер Пауль.
Похищение дочерей Левкиппа.
Около 1618-1820. 222 x 209 см.
Холст, масло. Барокко.
Барокко поражает эффектными интерьерами, напоминающими театральные декорации, контрастным сочетанием использованных для их отделки материалов и фактур, а порой и шокирующим включением в произведения искусства "реальных" деталей, например настоящих зубов и волос
в женские статуи.
Веласкес, Диего. Венера с зеркалом (Венера Рокебю).
Около 1644-1648. 122,5 x 177 см.
Холст, масло. Барокко. Испания.
Стиль барокко создал неповторимую ансамблевость, свойственный только ему синтез архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. В каждой европейской стране барокко имеет свою специфику при сохранении основных особенностей стиля. Так, на родине, в Италии, этот стиль реализовался наиболее ярко и по времени раньше, чем, например, во Франции, где ведущая роль в XVII в. принадлежала классицизму. В России
развитие барокко приходится на первую половину и середину
XVIII в.
Свободное
от мистической экзальтации, свойственной этому стилю в католических странах, искусство барокко в России прославляет крепнущую самодержавную власть. Эпоха барокко отмечена также строительством величественных зданий, светских и церковных, а также целых архитектурных ансамблей, возведенных такими выдающимися зодчими, как М. Г. Земцов, Д. В. Ухтомский, Ф. Б. Растрелли, С. И. Чевакинский и др.
Дополнительная информация по искусству здесь.
|
|
|