РИСУНОК. Изображение, выполненное художником от руки с помощью таких графических средств, как линия, контур, штрих, точка, пятно, а также разнообразными их сочетаниями и комбинациями.
Рисунок бывает черно-белым и цветным. Черно-белый рисунок может быть контурным, линеарным - выполненным только линией, без использования тональных и светотеневых эффектов. Такая манера рисования называется графической. Если же художник использует возможности светотени, пятна и др., он близок к живописной манере рисования.
Пожарная вышка 18 век.
Графика. Рисунок.
Александр Полунин.
Многочисленные разновидности рисунка различаются не только по характеру исполнения, но и по темам и жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), по назначению (законченный станковый рисунок, беглые наброски, учебные постановки, анатомические и естественнонаучные штудии; подготовительные рисунки - эскизы, этюды, представляющие ранний этап работы над живописной или сложной графической композицией; архитектурные чертежи и др.), а также по технике исполнения.
В зависимости от используемых материалов рисунки делятся на выполненные сухими и жидкими красящими веществами. К древнейшим сухим рисующим материалам относятся уголь, а также свинцовые, серебряные штифты, известные со времен античности.
Покровский собор.
Рисунок. Графика.
Александр Полунин.
Эпоха Возрождения вводит в арсенал художественных материалов итальянский карандаш ("черный мел") и сангину ("красный мел"). С XVI в. известен графит, с конца XVIII в. - карандаш современного типа в деревянной оправе.
К жидким рисующим материалам, наносимым пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, относятся тушь, бистр, сепия, чернила.
Основой для рисования могут служить разные материалы. Так, в древнем мире использовали папирус, в средние века - пергамент. В эпоху Возрождения впервые стали рисовать на бумаге.
Рисунку принадлежит чрезвычайно важная роль в искусстве. Он составляет основу всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, гравюра, рельеф и др.), определяя общую композицию, очертания формы предметов, их расположение в пространстве.
КАРАНДАШ
КАРАНДАШ. (Тюрк. kara - черный, tas или das - камень) -
инструмент и материал для рисования. Имеет вид стержня из прессованного угля,
свинца, графита, сухой краски, заключенного для удобства в деревянную или
металлическую оправу.
Прототипы современного карандаша применялись в XII- XVI
вв. - это свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе. При работе
давали темно-серый тон. Рисунок, выполненный серебряным карандашом; "не
пачкает" и не стирается, приобретая со временем коричневатый тон.
С XV века
вошли в употребление ИТАЛЬЯНСКИЕ КАРАНДАШИ, которые изготавливались из
природного черного глинистого сланца (черного мела) или искусственным путем -
из ламповой сажи с примесью белой глины.
Каменный мост. Графика. Александр Полунин
В наше время итальянские карандаши изготавливаются
из жженой кости, скрепленной в качестве связующего растительным клеем.
Изготовленные по старым рецептам, они имеют сероватый оттенок, современные -
дают интенсивный черный штрих с бархатистой фактурой.
С XVI в. получили
распространение графитные карандаши, их штрих имеет легкий блеск и слабую
интенсивность.
На рубеже XVIII и XIX вв. появилась разновидность графитного
карандаша, состоящего из смеси порошка графита с глиной и заключенного в
деревянную оправу.
Помимо вышеперечисленных тоновых (черных) карандашей
существуют также цветные, состоящие из природных или искусственных красящих
(цветных) порошков и каолина. В качестве связующих употребляются разные клеящие
вещества. Для достижения мягкости используют жирующие смеси.
К особым видам
карандашей относятся пастель и сангина.