Ван Гог, Винсент Виллем.
Рыбачьи лодки на берегу в Сен-Марье. Холст, масло. Постимпрессионизм. Нидерланды и Франция.
ПЕЙЗАЖ. (Франц. paysage, от pays - страна, местность) - в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах).
Художники Ренессанса обращаются к непосредственному
изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.
Сислей, Альфред.
Море-сюр-Луэн. 1881. 38 x 54 см. Холст, масло. Импрессионизм. Франция.
Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа.
В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в.,
поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике (А. Ф. Зубов, М. А. Махаев), позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским
толкованием пейзажа.
Саврасов, Алексей Кондратьевич.
Зима. Около 1870. 65 x 100,7 см. Холст, масло. Реализм. Россия.
Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.