МИНИАТЮРА. (Франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги) - произведение искусства небольших размеров, отличающееся тонкостью исполнения.
Мастер "Сите-де-Дам". Миниатюра из "Сите-де-Дам" Кристины Пизанской.
Начало 15 века. 12 x 18 см. Пергамент.
Готика.Франция. Книжная миниатюра, парижская мастерская мастера Сите-де-Дам
Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками. Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета
в средние века; однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет.
Вернер, Йозеф. Диана, отдыхающая после охоты.
1663. 11,7 x 16,7 см. Гуашь.
Барокко. Швейцария. Цюрих. Национальный музей Швейцарии.
Миниатюра, влияние французского придворного стиля
В Древней Руси ранняя книжная миниатюра XI в. развивалась под воздействием византийской традиции, затем - под влиянием иконописи и фресковой живописи. В конце XV в. в миниатюру проникают светские сюжеты.
В России книжная миниатюра как род книжного искусства существовала вплоть до XX в. Портретная миниатюра - вид живописного (реже - рельефного или резного) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см), автономного или вставленного в медальон, перстень, табакерку, часы и т. п. Выполняется акварелью и гуашью на бумаге, пергаменте, картоне, слоновой кости, иногда - маслом на металле, керамическими красками на фарфоре и в технике эмали.
Изабе, Жан-Батист. Портрет Кристины Бойе.
Первая четверть 19 века. Дерево, масло.
Романтизм. Франция. Миниатюра
В качестве самостоятельного жанра портретная миниатюра появляется в Европе в эпоху Возрождения (конец XV - начало XVI в.) и достигает расцвета в XVIII в. В России первые портретные миниатюры, выполненные на эмали, появились в начале XVIII в. и получили столь большое распространение в обществе, что в 1779г. был открыт класс миниатюрной живописи в Петербургской АХ. Такие выдающиеся художники, как Г. И. Скородумов, В.
Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов, Ф. П. Толстой, И. И. Теребенев,
К.
П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов, отдали дань портретной миниатюре.
В середине XIX в. портретная миниатюра исчезает в своем классическом виде, вытесняемая дагерротипами и фотографией. В дальнейшем, на рубеже XIX и XX вв., к ней обращались мастера объединения "Мир искусства", однако лишь в качестве стилизации.
Лаковая миниатюра - изображения небольших размеров, выполненные по лаковой поверхности. Это могут быть самостоятельные пластины, но чаще такие изображения украшают функциональные предметы - посуду, декоративные вазы, шкатулки, ювелирные изделия и т. д. Основой для нанесения лака служат дерево, папье-маше, реже - металл. Процедура нанесения лака довольно длительная. Ей предшествует специальное грунтование, зависящее от основы, затем начинается многократное покрытие лаком,
сушка
и полирование поверхности, нанесение специальными красками изображения.
Родиной лаковой живописи является Китай (II тыс. до н. э.). В Европе восточные лаки стали известны в XV в., а собственное производство появляется в XVII-XVIII вв. (в Германии, Франции, Англии).
Расцвет лаковой миниатюры в России приходится на начало XIX в., когда появляются мастерские лаковой живописи в Петербурге, Москве, Подмосковье (Федоскино, Жостово), на Урале. В 1920-30-х гг. на основе традиционных центров народного искусства возникли новые - Палех, Мстёра, Холуй, где продолжает успешно развиваться миниатюрная живопись - пейзажи, исторические портреты, бытовые и сказочные композиции, выполненные темперными красками на лаковых изделиях.
Дополнительная информация по искусству здесь.
|
|
|