ГРАВЮРА. (Франц. gravure, от graver - вырезать) - оттиск с печатной формы (доски), изготовленной художником-гравером. Обычно выполняется на бумаге, хотя возможны отпечатки и на пергаменте, тканях, бересте.
А также это вид графического искусства, включающий разнообразные способы изготовления печатных форм и получения с них оттисков. В зависимости от того, осуществляется ли печать с рельефа или наоборот, с углубленных мест доски, гравюра делится на высокую (выпуклую) - высокая печать и глубокую (углубленную) - глубокая печать. К высокой печати относятся: гравюра на дереве (ксилография), линогравюра, высокая гравюра на металле, а также автоцинкография (иначе - жиллотаж, гратография, высокий офорт) и гравюра на пластмассе. Гравюры глубокой печати могут выполняться механическим способом - без травления кислотой (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера и меццо-тинто) либо химическим - путем травления (все разновидности офорта: акватинта, лавис, резерваж).
Гравюра бывает оригинальной, если представляет собой самостоятельное произведение искусства, задуманное и выполненное художником гравером от начала до конца, и репродукционной, если в гравюрной технике воспроизводит живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства и др.). Такая гравюра получила большое распространение в полиграфии - в книгах и журналах второй половины XIX в. до появления фотомеханических способов воспроизведения.
В случае, когда гравюра существует обособленно в качестве самостоятельного произведения искусства, она является станковой. Гравюра другого типа называется книжной и предназначена для воспроизведения в качестве элементов книжного оформления - иллюстраций, заставок, концовок и др.
АКВАТИНТА
АКВАТИНТА. (Итал. aquatinta, от лат. aqua - вода, tinta - краска, тон) - разновидность углубленной гравюры на металле.
Технически способ ее создания заключается в следующем: металлическую пластину равномерно покрывают порошком канифоли, асфальта или смесью того и другого, затем нагревают. В результате порошок плавится, образуя так называемый гравюрный грунт с зернистой фактурой, закрепленный на металлической доске. По нему наносят рисунок, после чего доска подвергается многократному травлению кислотой с предварительным выкрыванием кислотоупорным лаком тех ее участков, которые при печати должны оставаться наиболее светлыми. Кислота разъедает металл в промежутках между частицами порошка в местах, не защищенных кислотоупорным лаком. Так возникает печатная форма с рельефной поверхностью разной глубины.
Перед печатью ее очищают бензином и покрывают специальной типографской краской. Отпечатки акватинты напоминают рисунки, выполненные кистью, тушью или акварелью.
ЖИЛЛОТАЖ.
ЖИЛЛОТАЖ. Метод изготовления высокой (выпуклой) печатной формы на металле способом травления. Изобретен в 1850-х гг. французским гравером Ф. Жилло (отсюда название).
Первоначально применялся для перевода литографий в высокую печать. С этой целью на отшлифованную медную (позже - цинковую) пластину переносили с помощью специальной переводной бумаги сочный литографский оттиск. После чего проводили сложное ступенчатое травление. Суть его заключалась в том, что после первого неглубокого воздействия кислоты на образовавшийся рельефный рисунок накатывали типографскую краску и присыпали сверху порошком канифоли, следя за тем, чтобы этот грунт не попал на пробельные места. В процессе нагревания пластины расплавленная канифоль сползала с выпуклых участков рисунка, защищая его со всех сторон.
Травление кислотой повторяли 6-9 раз. В результате на металлической доске образовывался рисунок достаточно высокого рельефа. С такой доски осуществляли печать оттисков в типографской машине. Следующей стадией развития жиллотажа было использование этого способа не для перевода литографии в гравюру на металле, а для изготовления авторских клише.
Рисунок мог выполняться на переводной бумаге или непосредственно на цинковой пластине. После чего пластину с нанесенным или перенесенным рисунком травили вышеописанным способом.
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА. Разновидность углубленной гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем, сангиной, пастелью.
Процесс работы заключается в том, что металлическую доску покрывают кислотоупорным лаком и наносят на нее рисунок с помощью специальных инструментов - рулеток, пучков игл, проволочных щеток и матуара (инструмент с зубчатым шариком на конце). Затем доску подвергают травлению, которое можно производить поэтапно с выкрыванием более светлых мест. В результате на поверхности металлической доски образуются каверны (углубления) различных комбинаций, формы и глубины.
При печати на бумаге определенной фактуры они дадут изображение, создающее полную иллюзию рисунка карандашом или другим рисующим графическим материалом.
Существует и гораздо более редкий способ, когда рисунок наносится на металлическую доску с помощью специальных инструментов без травления. В этом случае карандашная манера является разновидностью резцовой гравюры.
РЕЗЕРВАЖ
РЕЗЕРВАЖ. (Франц. reservage, от лат. reservare - сберегать, сохранять) - одна из разновидностей углубленной гравюры на металле способом травления. На металлической доске выполняют рисунок пером или кистью специальными чернилами, содержащими сахар и клей, растворенный в воде. Затем рисунок покрывают кислотоупорным лаком, а доску погружают в воду. Вода растворяет сахар и клей в чернилах, рисунок набухает и приподнимает лак. Теперь ватным тампоном можно убрать лак и освободить рисунок. После процесса травления форма готова и можно приступать к печати. Особенность техники резерважа заключается в ее возможности воспроизводить в оттиске рисунок-оригинал.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ОФОРТ, ЛИТОГРАФИЯ, ЛИНОГРАВЮРА.
Дополнительная информация по искусству здесь.
Абстракционизм
Авангард
Академизм
Акварель
Ампир
Античность
Арт Деко
Барокко
Бодиарт
Витраж
Возрождение
Гиперреализм
Глазурь
Гравюра
Графика
Готика
Декоративно-прикладное искусство
Дизайн
Живопись
Импрессионизм
Керамика
Классицизм
Коллаж
Композиция
Конструктивизм
Кубизм
Литография
Линогравюра
Лубок
Маньеризм
Мелкая пластика
Миниатюра
Модерн
Московская школа
Натюрморт
Неоклассицизм
Новгородская школа
Офорт
Орнамент
Пастель
Пейзаж
Передвижники
Плакат
Портрет
Постимпрессионизм
Постмодернизм
Примитивизм
Реализм
Реди-мейд
Рисунок
Рококо
Романтизм
Романский стиль
Сентиментализм
Символизм
Супрематизм
Сюрреализм
Экспрессионизм