"Неоклассика" - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19—20 веков, которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма.
Возникновение неоклассицизма, как программного обращения к искусству прошлого, обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.
В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных 6ольшей частью, с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 года, и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х годов; второй, захвативший в основном 30-е годы; третий, начавшийся в конце 50-х годов. В первый период, логика организации классической формы и её лаконизм, были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма
и стиля "модерн". В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенно рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.).
Ренуар, Пьер-Огюст. Танцы в "Мулен де ла Галетт". Фрагмент. 1876. 131 x 175 см. Холст, масло
В русской архитектуре 1910-х годов преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910—30-х годов развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и
подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х—начала 50-х годов, а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества. В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и другие) и Германии (П. Л. Трост
и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.
Ренуар, Пьер-Огюст. Ложа. 1874. 127 x 92 см. Холст, масло
С конца 50-х годов неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве — Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е годы, архитекторы: Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.
Бакст, Лев Самойлович. Молодой дагомеец. 1895. 30,2 x 20,8 см. Бумага на картоне, акварель. Символизм. Россия
В изобразительном искусстве термин "неоклассицизм" охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Впервые, как относительно целостное явление, он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х годов), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления "хаоса" действительности. Для неоклассицизма конца 19—начала 20 века, распространившегося в
качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже — искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой "модерна".
Термин "неоклассицизм" в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца 19—1-й половины 20 века, как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии. К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, 3. Н. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России.
Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некоторые течения в изобразительном, искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, "неоэнгриэм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической
тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма, использовался
официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных образов, воплощавших культ силы и "сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).